ДИСТАНЦИОННАЯ   ШКОЛА   ТРИЗ

Занятие 1.
КАК МЫ ДУМАЕМ И КАК НУЖНО МЫСЛИТЬ
(от метода проб и ошибок к технологии вычисления "сильных решений")


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КОГДА ВЫ ДУМАЕТЕ?

         Как вы думаете, когда ищете решение проблемы? Предположим, вы не менее талантливы, чем Эдисон. Но ведь и Эдисону, по его собственному признанию, приходилось работать над одним изобретением в среднем семь лет. По крайней мере одна треть этого времени уходила на поиски идеи.
           Вот как описал изобретатель Николай Тесла, работавший одно время в лаборатории Эдисона деятельность великого изобретателя:

           "Если бы Эдисону понадобилось найти иголку в стогу сена, он не стал бы определять наиболее вероятное место ее нахождения. Он немедленно с лихорадочным прилежанием начал бы осматривать соломинку за соломинкой, пока не нашел бы предмета своих поисков. Его методы крайне неэффективны: он может затратить огромное количество времени и энергии и не достигнуть ничего, если только ему не поможет счастливая случайность.
   Вначале я с печалью наблюдал за его деятельностью, понимая, что небольшие теоретические знания и вычисления сэкономили бы ему тридцать процентов труда. Но он питал неподдельное презрение к книжному образованию и математическим знаниям, доверяясь всецело своему чутью изобретателя и здравому смыслу американца".

           Как бы Вы стали решать такую задачу, с которой столкнулись кораблестроители?

Пример.
           Известно, что чем больше размер транспортного средства, тем дешевле перевозка грузов. В последние годы 20 века стали строить очень длинные танкеры для перевозки нефтепродуктов. Но столкнулись с трудностью: тормозной путь такого танкера возрос до 10 километров, даже если машины работают "полный назад". Если приделать какие-то тормозящие лопасти к корпусу, то их может потребоваться очень много. Как быть?

           С чего вы начнете решение этой задачи? Как будете искать решение? Сколько вам нужно будет попыток, для того, чтобы найти сколько-нибудь эффективное решение?

           Часто отвечают: Эта задача не по моей специальности! Но сильное изобретение всегда лежит вне специальности или на стыке нескольких специальностей. Первый летающий самолет построили велосипедные механики браться Райт в своей мастерской. Первый телефон изобрел художник Сэмюэл Морзе. Одним из первых создателей автомобилестроения стал Генри Форд, по образованию механик.

           Другое возражение: это изобретателям надо учиться думать, на наш век хватит и того ума, что есть. Это так, если не возникает затруднений. Но когда они возникают....

           Вот пример из жизни простого автолюбителя, ярко показывающий как нормальный человек ищет решение в трудных ситуациях.

Пример (газета "Труд").

           Британец Алан Пинто вез хомячка сыну Роану в своей машине, однако по дороге зверек исчез. Тогда Пинто отогнал "Мерседес" стоимостью 38000 долларов в ремонтную мастерскую и велел механикам выловить грызуна.
Команда из 25 человек начала с того, что вынула сиденья и другие части, ободрала обивку. Хомячка по-прежнему не было. Рабочие пробовали оставлять еду на ночь, но хомяк не появлялся. К среде машина была уже разобрана на части почти до основания.
   Сотрудники мастерской обратились за помощью к организации, занимающейся защитой животных. Там порекомендовали сделать ловушку из ящика, в который нужно положить немного еды. Механики оставили ловушку на ночь, но утром обнаружили, что она пуста, хотя еда исчезла.
           В конце концов жене владельца мастерской(- ищите женщину, универсальный рецепт!!!- примечание Консультанта) пришла в голову идея поместить самку хомячка в клетке рядом с разобранным мерседесом. Вскоре, очевидно, испытав прилив романтических чувств, Хомми, вылез из груды железа и набросился на самку. Тут-то его и поймали.

            Цена метода проб и ошибок, использованного британцем, - 38 тысяч долларов. В других случаях затраты еще больше.

МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ ТВОРЧЕСТВОМ, РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМ?

           Вот как отвечал на этот вопрос советский инженер Генрих Альтшуллер, создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ):

           "... новая технология решения творческих задач в той или иной форме неизбежно распространится и за пределы техники. Насколько далеко? Трудно сказать. Кто мог предвидеть, что из опыта Герца, из уравнений Максвелла, из грозоотметчика Попова возникнет радиотехника, ныне так или иначе влияющая на жизнь каждого человека?.. По-видимому, возможности управления процессом мышления безграничны. Их нельзя исчерпать, потому что Разум, величайший инструмент познания и преобразования мира, способен преобразовывать и себя самого. Кто может сказать, что есть предел процессу очеловечивания человека?.. До тех пор, пока будет существовать человек, будет совершенствоваться управление этой силой. Мы лишь в самом начале долгого пути".

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука,
М., "Советское радио", 1979 г., с. 15.

ТРИЗ В 21 ВЕКЕ

           ТРИЗ - технология решения изобретательских задач, созданная в СССР советским инженером Генрихом Альтшуллером на основе изучения тысяч изобретений. В 21 веке ТРИЗ все шире используется в педагогике, в бизнесе, в рекламе, в маркетинге.
           Есть примеры использования ТРИЗ на уроках физики, литературы, в начальной школе и в детском саду.
           В настоящее время ТРИЗ уже широко используется не только в России, но и в США, в Японии, во Франции и других странах.

           Специалисты по ТРИЗ приглашаются в такие фирмы как Samsung, General Electric, Kodak и в другие для решения сложных проблем. Инженер Николай Шпаковский за два года сэкономил фирме Samsung около 90 миллионов долларов и получил персональную премию и награду от президента фирмы в 2002.
ССЫЛКА НА ПРЕМИЮ ШПАКОВСКОГО         Н.Хоменко из Минска является профессором Страсбургского университета, где ведет занятия по ТРИЗ со студентами.
           Ежегодно за рубежом проводятся конференции по ТРИЗ, проводимые зарубежными организациями, продвигающими ТРИЗ. ССЫЛКА НА КОНФЕРЕНЦИИ

ПОЧЕМУ В 21 ВЕКЕ ТРИЗ НУЖНА КАЖДОМУ?

           Существенно возросла скорость изменений в мире, все более жесткие требования предъявляются к качеству решений менеджеров и инженеров, маркетологов и рекламистов. Даже в такой консервативной отрасли как система образования возрастает ценность нестандартных решений. Родители, особенно те, что платят "хорошие деньги" за обучение своих детей, требуют от педагогов и управленцев повышения качества образования. Директора школ вводят в расписание новые предметы, но это не решает проблемы: новые знания есть, но отсутствует принципиальная новизна. В 21 веке надо обучать не знаниям, а технологиям, позволяющим получать гарантированное качество результата, продукта, учащегося.
           Есть мнение, что образование должно быть непрерывным - всю жизнь надо учиться. Это так, если учиться тому, чему учат сейчас - знаниям. Знаний становится все больше, но учиться и учить надо технологиям, поскольку технология - это система знаний, гарантирующая успех деятельности. ТРИЗ - лишь одна из таких технологий.

НУЖНО ЛИ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ УЧИТЬСЯ ТВОРЧЕСТВУ?

           Ответ очевиден: да, нужно! Другое дело, что можно учиться на горьком опыте, так, как учились деды и прадеды. А можно пройти курс продолжительностью 48 часов и получить начальное ТРИЗ-образование. Это позволит видеть и формулировать проблемы и переводить их в задачи. Следующие 48 часов позволят стать уверенным решателем проблем. Еще 48 часов обучения позволят стать разработчиком новых методов решения задач в любой сфере.
В результате молодой человек становится ценным сотрудником. Но, естественно, не для любой компании, а только для той, которая занята решением действительно творческих проблем.

ЧТО ДАЕТ МОЛОДЕЖИ ВЛАДЕНИЕ ТРИЗ?

           В свое время Ф.Бекон писал: "Достоинство хорошей методы состоит в том, что она вручает каждому средство надежное и верное: она уравнивает способности". ТРИЗ делает именно это: позволяет молодому человеку, прошедшему обучение, обрести способность выдавать решения проблем, недоступные даже опытным специалистам со стажем. Ученики кружка "Юный изобретатель" ленинградского инженера Игоря Викентьева через 3 года занятий уже решали технические проблемы, которые с производства приносили на занятия кружка их родители. Через пять лет часть этих ребят стала сотрудниками фирмы "ТРИЗ-Шанс", которую создал их руководитель.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ

           Несмотря на все более широкое распространение ТРИЗ в мире, большинство серьезных задач все еще решается методом проб и ошибок, тратятся время, деньги и энергия людей.

           "Люди плохо, неумело мыслят - это неоспоримый факт. Редкие случаи Хорошего Мышления проявляются сейчас как мгновения неуправляемого "озарения". Из миллиона человек "озарения" возникают у одного человека, да и у того они составляют суммарно лишь несколько минут в течение жизни. Мы против этого.
           Мы считаем, что человек должен научиться мыслить соответственно решаемым им задачам. Когда человек встречает любую трудную задачу, ситуация ничем не отличается от того, что есть в изобретательстве: та же страшная нехватка информации, то же убийственное действие психологической инерции, то же потрясающее отсутствие системы мыслительных операций - и как следствие - примитивный перебор вариантов. И если в изобретательстве нам удалось создать Систему Хорошего Мышления, то почему нельзя этого сделать в других областях?..
           Человек должен хорошо мыслить - сильнее всяких "озарений" и "осенений". Сегодня это может показаться невероятным, как показалась бы невероятной пещерному человеку идея о том, что редкие костры, затерянные в первобытной ночи, неизбежно должны смениться сплошным морем электрического света над современными городами.
           Человек сможет Хорошо Мыслить, если будет создана Общая Теория Хорошего Мышления. В этом - конечная цель нашей работы".

                Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.Л., Современное состояние Теории Решения Изобретательских Задач (рукопись), Баку, 1975 г.    http://www.altshuller.ru/triz2.asp

ПОЧЕМУ МЫ СОЗДАЛИ ДИСТАНЦИОННУЮ ШКОЛУ ТРИЗ?

           Сейчас уже накоплен значительный опыт обучения ТРИЗ на самых разных семинарах. Есть небольшой опыт обучения ТРИЗ дистанционным способом. И отвечая на вопросы людей - где можно обучиться ТРИЗ? Можно ли самому изучить ТРИЗ? - мы взялись за это дело - обучение ТРИЗ через Интернет. Мы готовы работать с вами не только на расстоянии. Если у вас соберется небольшая группа, то мы можем приехать, провести семинар в вашем городе, помочь вам найти единомышленников в решении проблем.

           А теперь познакомьтесь с продолжением первого открытого занятия.



Занятие 1. (продолжение).
Что такое ТРИЗ?



Наши адреса и телефоны:

Почта: 428015 Чебоксары-15 Михайлову В.А.
Тел. 8-960-313-1987


НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТ                ПОСЛАТЬ ЗАЯВКУ



Hosted by uCoz